Я уже в другом месте написал, но на самом деле это должно быть тут.

Есть одна из особенностей, присущая некоторым скульптурам -- "эффект вуали". Посмотреть мини-лекцию с картинками на эту тему можно тут (15 минут).

Я загуглил тему эффекта вуали и с удивлением обнаружил, что вокруг этой темы сформировалась небольшая теория заговора. Люди не верят, что скульптор при помощи ручного инструмента мог создать подобное. Однако к изготовлению хотя бы не причастны инопланетяне. Итак, как же были изготовлены такие статуи?

-- 3д-печать
-- Станки с ЧПУ
-- Литьё из мрамора-крошки

Якобы, такими технологиями владели "древние люди". Однако, люди совсем не древние. С современными статуями туговато, но работы XVIII-XIX веков присутствуют.

Я не буду комментировать правдоподобность таких заявлений. Вместо этого я сосредоточусь на том, почему люди такое придумали. Моя гипотеза такова: когда человек видит нечто невероятное, сотворённое другим человеком, ему а) страшно б) завидно. Поэтому хочется придумать такое об'яснение, которое не просто было бы понятно наблюдателю, но и уменьшало бы труд творца.

То есть, проще поверить в то, что в XIX веке были 3д-принтеры (потому что известно, что такой принтер напечатает что угодно) чем в то, что мастер сделал такое своими руками.

Кроме истории с вуалью есть ещё два примера, оба известных.

Первый -- это египетские пирамиды. Построить такую пирамиду -- прорва работы. Но что же придумать, чтобы поверить в то, что и так видишь? Пожалуйста, пирамиды построены инопланетянами. Это простое и логичное об'яснение.

Второй пример -- это Куинджи, мастер лунного света. Заходи в Русский музей, смотри сколько влезет. На текущий момент теорий заговора вокруг работ Куинджи нет. Но в те ещё годы, пишут, некоторые обвиняли Куинджи в сделке с дьяволом. А другие заходили за картину и искали лампочку. Не может же быть, что он просто взял и нарисовал!